?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Вот даже не могу представить, как люди работают. То есть нормальные люди. Сидят на одном рабочем месте всю жизнь, все время за одним и тем же столом, на нем компьютер и профессиональные программы (в дополнение к косынке и солитеру), цветочный горшок, кипа бумаг. И кондиционер. И еще служебный туалет-курилка. И столовая на первом этаже, где можно недорого и вкусно получить обед. Или дорого и невкусно. Но главное, что есть ОБЕД. Иногда добрый начальник повышает, а злой начальник вычитает деньги из зарплаты. Не знаю, как все происходит, но в общих чертах так.
А мы музыканты. И это совсем другая жизнь.


Музыкант может быть студентом. И не просто студентом, а _студентом консерватории_ (да хранят ее высококультурные стены Евтерпа и ее сестрички!).
Нормальные люди тоже бывают студентами. Не ходят на лекции, не знают в лицо и по имени-отчеству родимых преподавателей, у которых зачет можно получить за скромную пачечку денег или конфеты с ликером. Родимые преподаватели в свою очередь не отстают и сами не в курсе, как именно выглядят студенты, на каком они курсе и что им вообще тут надо.
Музыкантов заведомо в группе меньше, поэтому преподаватели их знают в лицо, по именам, по факультетам, а если не знают, то "что за тупой препод? сложно десять человек выучить? да нужен нам твой дурацкий ИЗМ!" В общем, обида на веки вечные, ибо мы тут все гении в десятом поколении, попробуйте нас не знать. А еще есть индивидуальные спецпредметы, и их очень много. Система деканов-кураторов совсем плохо развита, зато есть преподаватель по специальности, который твоя вторая мама (или папа, кому как не повезет). И вот сидишь ты из себя весь такой культурный и богемный. Учишь ноты, решаешь задачи по гармонии, сочиняешь контрапункты по полифонии, наизусть запоминаешь все произведения всех композиторов, которых идиот-составитель-учебных-программ зачем-то вставил в твой курс. Ругаешь все это страшными проклятиями. И радуешься жизни. Потому что у тебя все не как у нормальных людей. Ты студент-музыкант.

Еще у музыкантов бывает развлечение на стороне. То есть творческие группы, коллективы и объединения, за трату времени в которых деньги не получаешь, в то же время и не тратишь, да и делаешь это _в_свое_удовольствие_, в свободное от учебы и работы (если таковая имеется) время.
Например, можно пойти петь в хор. Неважно, что ты на самом деле скрипач или пианист. Или, не дай Бог, ударник. Главное, что слух есть, тембр приятный, и в компании двух десятков таких же сомнительных личностей ужиться сможешь.
В небольшом хоре четыре абсолютно равноправные группировки по высоте и тембру голоса: бас, тенор, альт, сопрано. Там совсем немного мальчиков, обязательно приятных, веселых, с бархатистыми голосами. Они сидят сзади, изредка щекочут нотами девочек. Басы всегда немного подтормаживают, а тенора смешно фальцетничают . Девочек, естественно, больше, они все как подбор красивые, умные, со звонкими голосами. Они все время ржут... простите, смеются и стреляют глазками в мальчиков. Или в дирижера - тут уж кто первый подвернется, тот и труп. Альты всегда поют нетонко, невместе и нетихо, а сопрано визгливо пытаются вытянуть какую-нибудь соль-второй-октавы. Но это все неважно, потому что коллектив замечательный.
А еще есть руководитель, молоденький перспективный мальчик (или старая ворчливая тетка, тут неизвестно, что хуже). Он вам и брат сводный, и дядя двоюродный и отец родной, он и руководитель, и дирижер, и концертмейстер в одном теле, он и тенор, и бас, и баритон (которого в вашем хоре вообще нет), и даже альт с сопрано, и все это одновременно. Потому что он все сделает для своего детища (то есть вашего родного хора), лишь бы он звучал лучше, чем есть.

А еще музыкант может работать. Да-да, не смейтесь, мы не дурью маемся, а Работаем.
Например, пианист может работать педагогом. А на уроке есть только ты и ребенок. И все. Хотя нет, есть еще инструмент и ноты. Вот теперь все. И сидишь ты весь из себя такой взрослый, умный и правильный. А ребенок рядом сидит - сущий ангел. Тихий, молчаливый, не отвлекается, все понимает, хорошо играет. Да еще талантливый и усердный. И вы с ним все время новые пьески разучиваете. И неважно, что ты одним пальцем это произведение можешь сыграть лучше, чем он всеми десятью - сам процесс захватывает! Или наоборот, ребенок вечно вертится, по клавиатуре бьет, не слушается и не играет. Ну вообще никак. И домашние задания не выполняет. А ты сидишь такой с улыбочкой, строгий, но доброжелательный и учишь этого ребенка. Делаешь с ним все то, что он должен был дома сделать. Там, пьеску разбираешь, нотки на клавиатуре находишь, наизусть выучиваешь, аппликатуру запоминаешь. Хотя ни ему, ни тебе это не надо. А вот приходится, потому что мама хочет видеть своего ребенка как минимум лауреатом международных конкурсов. Ну или хотя бы пусть мурку научится для папиных друзей на праздники подбирать. Мда. А так-то работа хорошая, сидишь в теплом уютном кабинете, слушаешь, как детишки играют, замечания им делаешь... Лепотааа...

Еще пианист может работать концертмейстером. Например, в балетном классе, хореографическом училище или танцевальном коллективе. Тут уже ребенок не один, а много. И еще хореограф. В общем, компания хорошая и не скучная.
Главное в этом деле знать все нужные батманы и ронды. И еще - иметь при себе сборник танцевальных произведений на две и три четверти. Ну и, соответственно, не путать, что на фондю надо трехдольный вальсик, а на батман фраппе - двухдольную польку. А если ты уж совсем продвинутый аккомпаниатор, то можно даже запоминать все комбинации на все движения во всех группах. Да, они везде разные. Сам урок строится достаточно просто: поклон, упражнения у станка (тут могут добавляться разминки и растяжки, в зависимости от возраста группы), те же самые упражнения по второму кругу на центре, прыжки и вновь поклон, на этот раз - прощальный. Очень приятная работа для пианиста. Надоедает, правда, одно и то же играть. Но есть вариант каждый урок на одно и то же произведение играть разную мелодию.

А еще пианист может работать другим концертмейстером. В хоровом классе или вокальной студии. С вокалистами на самом деле работать невозможно. Это самовлюбленные павлины, показушные павианы и прочие представители разнообразной земной флорофауны. Конченые люди, сама такая два раза в неделю бываю, когда хожу на хор. Поют они всегда хорошо, а пианисты всегда мешают, играют плохо и вообще зачем они тут нужны? Был случай, когда вокалист (взрослый мужик) забыл мелодию и слова, которые в общем-то и не знал, а потом ткнул пальцем в молоденькую пианистку и пафосно заявил "Это все она виновата!"
Хоровики в целом лучше. Но не когда хормейстер оставляет беззащитного концертмейстера наедине с двумя десятками неуправляемых детей. Даже если управляемых. Ты их распеваешь, проходишь с ними все песни, потом еще раз и еще. А потом в последние десять минут приходит хормейстер,  слушает, как детки хорошо поют, ставит всем двойки и радостно отпускает.

Концерты - это отдельная песня. Концертмейстерам-у-танцоров везет, их подопечные выступают под фонограммы. А вот вокалисты могут петь под фонограмму, а'капелла и под фортепиано. И тут начинается самое интересное. Одно дело, когда ты разучивал все песни, знаешь, какой где темп, где играть проигрыш, а где не надо, ну и все в таком духе. А ведь могут придти добрые люди "сыграйте нам, наша концертмейстер сегодня не может, вот вам ноты, с листа прочитайте". А ведь есть еще более добрые и душевные люди "вот наша девочка Маша, ей нужно сыграть песенку, только она так высоко не достает, на тон ниже сыграйте". И смотришь ты на голубоглазую девочку Машу в красивом платье, и понимаешь, что без тебя никак не справиться. И играешь за всех концертмейстеров.
Эта работа тоже хорошая. После непродолжительной практики можно научиться читать с листа даже с закрытыми глазами, а уж транспонировать на полтона-тон вверх и вниз - тьфу! раз плюнуть, спиной к роялю без проблем! А еще можно выучить столько детских песенок - на всю жизнь хватит.

И как люди могут жить и работать по-другому?)

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
kinif
11 апр, 2012 04:20 (UTC)
Извините, но при прочтении я ржала, как конь, и распугала половину посетителей кафе. Особенно про девочку Машу и исполнение с листа сразу на тон ниже. Ууу, муахаха
ve4no_pianistka
11 апр, 2012 05:23 (UTC)
Так и быть, извиню) Но только потому что я так же ржала и когда рассказывала эти истории своей соседке-сокурснице, и когда слушала ее аналогичные рассказы)
( 2 комментария — Оставить комментарий )