ve4no_pianistka (ve4no_pianistka) wrote,
ve4no_pianistka
ve4no_pianistka

Музыкант. Учеба, развлечения и работа

Вот даже не могу представить, как люди работают. То есть нормальные люди. Сидят на одном рабочем месте всю жизнь, все время за одним и тем же столом, на нем компьютер и профессиональные программы (в дополнение к косынке и солитеру), цветочный горшок, кипа бумаг. И кондиционер. И еще служебный туалет-курилка. И столовая на первом этаже, где можно недорого и вкусно получить обед. Или дорого и невкусно. Но главное, что есть ОБЕД. Иногда добрый начальник повышает, а злой начальник вычитает деньги из зарплаты. Не знаю, как все происходит, но в общих чертах так.
А мы музыканты. И это совсем другая жизнь.


Музыкант может быть студентом. И не просто студентом, а _студентом консерватории_ (да хранят ее высококультурные стены Евтерпа и ее сестрички!).
Нормальные люди тоже бывают студентами. Не ходят на лекции, не знают в лицо и по имени-отчеству родимых преподавателей, у которых зачет можно получить за скромную пачечку денег или конфеты с ликером. Родимые преподаватели в свою очередь не отстают и сами не в курсе, как именно выглядят студенты, на каком они курсе и что им вообще тут надо.
Музыкантов заведомо в группе меньше, поэтому преподаватели их знают в лицо, по именам, по факультетам, а если не знают, то "что за тупой препод? сложно десять человек выучить? да нужен нам твой дурацкий ИЗМ!" В общем, обида на веки вечные, ибо мы тут все гении в десятом поколении, попробуйте нас не знать. А еще есть индивидуальные спецпредметы, и их очень много. Система деканов-кураторов совсем плохо развита, зато есть преподаватель по специальности, который твоя вторая мама (или папа, кому как не повезет). И вот сидишь ты из себя весь такой культурный и богемный. Учишь ноты, решаешь задачи по гармонии, сочиняешь контрапункты по полифонии, наизусть запоминаешь все произведения всех композиторов, которых идиот-составитель-учебных-программ зачем-то вставил в твой курс. Ругаешь все это страшными проклятиями. И радуешься жизни. Потому что у тебя все не как у нормальных людей. Ты студент-музыкант.

Еще у музыкантов бывает развлечение на стороне. То есть творческие группы, коллективы и объединения, за трату времени в которых деньги не получаешь, в то же время и не тратишь, да и делаешь это _в_свое_удовольствие_, в свободное от учебы и работы (если таковая имеется) время.
Например, можно пойти петь в хор. Неважно, что ты на самом деле скрипач или пианист. Или, не дай Бог, ударник. Главное, что слух есть, тембр приятный, и в компании двух десятков таких же сомнительных личностей ужиться сможешь.
В небольшом хоре четыре абсолютно равноправные группировки по высоте и тембру голоса: бас, тенор, альт, сопрано. Там совсем немного мальчиков, обязательно приятных, веселых, с бархатистыми голосами. Они сидят сзади, изредка щекочут нотами девочек. Басы всегда немного подтормаживают, а тенора смешно фальцетничают . Девочек, естественно, больше, они все как подбор красивые, умные, со звонкими голосами. Они все время ржут... простите, смеются и стреляют глазками в мальчиков. Или в дирижера - тут уж кто первый подвернется, тот и труп. Альты всегда поют нетонко, невместе и нетихо, а сопрано визгливо пытаются вытянуть какую-нибудь соль-второй-октавы. Но это все неважно, потому что коллектив замечательный.
А еще есть руководитель, молоденький перспективный мальчик (или старая ворчливая тетка, тут неизвестно, что хуже). Он вам и брат сводный, и дядя двоюродный и отец родной, он и руководитель, и дирижер, и концертмейстер в одном теле, он и тенор, и бас, и баритон (которого в вашем хоре вообще нет), и даже альт с сопрано, и все это одновременно. Потому что он все сделает для своего детища (то есть вашего родного хора), лишь бы он звучал лучше, чем есть.

А еще музыкант может работать. Да-да, не смейтесь, мы не дурью маемся, а Работаем.
Например, пианист может работать педагогом. А на уроке есть только ты и ребенок. И все. Хотя нет, есть еще инструмент и ноты. Вот теперь все. И сидишь ты весь из себя такой взрослый, умный и правильный. А ребенок рядом сидит - сущий ангел. Тихий, молчаливый, не отвлекается, все понимает, хорошо играет. Да еще талантливый и усердный. И вы с ним все время новые пьески разучиваете. И неважно, что ты одним пальцем это произведение можешь сыграть лучше, чем он всеми десятью - сам процесс захватывает! Или наоборот, ребенок вечно вертится, по клавиатуре бьет, не слушается и не играет. Ну вообще никак. И домашние задания не выполняет. А ты сидишь такой с улыбочкой, строгий, но доброжелательный и учишь этого ребенка. Делаешь с ним все то, что он должен был дома сделать. Там, пьеску разбираешь, нотки на клавиатуре находишь, наизусть выучиваешь, аппликатуру запоминаешь. Хотя ни ему, ни тебе это не надо. А вот приходится, потому что мама хочет видеть своего ребенка как минимум лауреатом международных конкурсов. Ну или хотя бы пусть мурку научится для папиных друзей на праздники подбирать. Мда. А так-то работа хорошая, сидишь в теплом уютном кабинете, слушаешь, как детишки играют, замечания им делаешь... Лепотааа...

Еще пианист может работать концертмейстером. Например, в балетном классе, хореографическом училище или танцевальном коллективе. Тут уже ребенок не один, а много. И еще хореограф. В общем, компания хорошая и не скучная.
Главное в этом деле знать все нужные батманы и ронды. И еще - иметь при себе сборник танцевальных произведений на две и три четверти. Ну и, соответственно, не путать, что на фондю надо трехдольный вальсик, а на батман фраппе - двухдольную польку. А если ты уж совсем продвинутый аккомпаниатор, то можно даже запоминать все комбинации на все движения во всех группах. Да, они везде разные. Сам урок строится достаточно просто: поклон, упражнения у станка (тут могут добавляться разминки и растяжки, в зависимости от возраста группы), те же самые упражнения по второму кругу на центре, прыжки и вновь поклон, на этот раз - прощальный. Очень приятная работа для пианиста. Надоедает, правда, одно и то же играть. Но есть вариант каждый урок на одно и то же произведение играть разную мелодию.

А еще пианист может работать другим концертмейстером. В хоровом классе или вокальной студии. С вокалистами на самом деле работать невозможно. Это самовлюбленные павлины, показушные павианы и прочие представители разнообразной земной флорофауны. Конченые люди, сама такая два раза в неделю бываю, когда хожу на хор. Поют они всегда хорошо, а пианисты всегда мешают, играют плохо и вообще зачем они тут нужны? Был случай, когда вокалист (взрослый мужик) забыл мелодию и слова, которые в общем-то и не знал, а потом ткнул пальцем в молоденькую пианистку и пафосно заявил "Это все она виновата!"
Хоровики в целом лучше. Но не когда хормейстер оставляет беззащитного концертмейстера наедине с двумя десятками неуправляемых детей. Даже если управляемых. Ты их распеваешь, проходишь с ними все песни, потом еще раз и еще. А потом в последние десять минут приходит хормейстер,  слушает, как детки хорошо поют, ставит всем двойки и радостно отпускает.

Концерты - это отдельная песня. Концертмейстерам-у-танцоров везет, их подопечные выступают под фонограммы. А вот вокалисты могут петь под фонограмму, а'капелла и под фортепиано. И тут начинается самое интересное. Одно дело, когда ты разучивал все песни, знаешь, какой где темп, где играть проигрыш, а где не надо, ну и все в таком духе. А ведь могут придти добрые люди "сыграйте нам, наша концертмейстер сегодня не может, вот вам ноты, с листа прочитайте". А ведь есть еще более добрые и душевные люди "вот наша девочка Маша, ей нужно сыграть песенку, только она так высоко не достает, на тон ниже сыграйте". И смотришь ты на голубоглазую девочку Машу в красивом платье, и понимаешь, что без тебя никак не справиться. И играешь за всех концертмейстеров.
Эта работа тоже хорошая. После непродолжительной практики можно научиться читать с листа даже с закрытыми глазами, а уж транспонировать на полтона-тон вверх и вниз - тьфу! раз плюнуть, спиной к роялю без проблем! А еще можно выучить столько детских песенок - на всю жизнь хватит.

И как люди могут жить и работать по-другому?)
Tags: О жизни, О музыке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments