ve4no_pianistka (ve4no_pianistka) wrote,
ve4no_pianistka
ve4no_pianistka

"Фауст"

На самом деле, я "Фауста" не очень люблю. Это, наверное, со второго курса консерватории, когда потратила три раза по четыре часа своей драгоценной жизни на выучивание этого, несомненно, великого произведения. Если разобраться, опера просто ужас. Длиннючий второй акт без намеков на какое-то действие, стопицот арий и дуэтов, которые завывают так-себе-солисты на записях. Кажется, я, слушая эту нудятину, всегда засыпала, за исключением раза, когда следила по нотам и писала себе подсказки на викторину. Мелодию хора на ярмарке разобрать абсолютно невозможно. В этом я убедилась, когда, уже выучив свою партию, сходила на концертную версию оперы. Честно, я даже не поняла, где там сопрано поет, когда вступает, и где вообще в этом месиве знакомый мелодический материал, который я учила. Вальпургиева ночь казалась абсолютно лишней, с этими непонятными однообразными и плохо выучивающимися танцами, то ли дело балетные сцены в "Иване Сусанине". Когда нам сказали, что мы будем участвовать в новой постановке "Фауста", у меня была одна мысль - почему, блин, "Фауст", а не любимый "Борис Годунов", например?
Премьера в прошлом сезоне показала, что опера не так уж плоха, тем более в сокращении, а второй акт с солистами - это целый час свободного времени для покушать, поболтать с хором и мимансом, погулять, возможно даже послушать парочку арий и вообще приятно провести время. Конечно, до премьеры было много репетиций, о них лучше не вспоминать. Бесполезная трата времени немного уравновешивалась веселыми моментами, коих хватало в избытке. Но это все прошлое, расскажу о настоящем.


С чего начался Фауст в этом сезоне? О, не поверите. С двухчасовой репетиции в первую субботу сентября. По плодотворности эта репетиция обошла все предыдущие, даже ту незабвенную, на которой в течении четырех часов тетеньки из разных организаций три раза снимали с нас одни и те же мерки, которые, естественно, не пригодились, их потом опять снимать пришлось. В этот же раз мы одели костюмы, и режиссер построил всех ровной линеечкой по сцене (ну, конечно, не всех, за один раз на сцену даже такого большого театра вмещается только или партия сопрано, или партия альтов, или мужской хор, или женский/мужской миманс). Он объявил, что нынче желает осмотреть всю подневольную братию "нормальным" взглядом, а не "бешеным", как в прошлом сезоне. После этого он прошелся вдоль сцены, тыкая в каждого пальцем и говоря "хорошо". Этой действо повторилось раз пятнадцать, с перерывами на смену костюмов. А потом нас отпустили. Вообще, там было что-то еще. Например, когда режиссер подозрительно спросил "а с обувью у вас все в порядке?", мы стыдливо скрыли тот факт, что обуви-то и нет. У меня лично туфли на вальс и на сцену в храме нашлись только в первый день спектакля. У кого-то вообще не нашлись, пришлось брать свободные чужие. Свой классный пояс с широкой пряжкой я тоже так и не нашла, хотя подписывала, хорошо хоть был еще один похожий.
На той же первой репетиции мы увидели девушек, на который знающие люди сразу тыкнули пальцем и заявили - "стриптизерши!" Кто не знал, но кому интересно - это танцовщицы из First'a, ребята из хора их сразу в лицо в грудь узнали, да и по майкам с эмблемкой клуба понятно было. Да, в коридорах они ходили в майках, топах, каких-то завязочках для прикрытия груди - в зависимости от стеснительности каждой девушки. Часто можно было увидеть текущие слюни подкатывающих к ним юношей различного возраста из хора и миманса. Да и некий солист не смог противостоять их обаянию, поэтому за кулисами у него было в каждой руке по девушке. Насчет заработка слухи расходятся, по разным вариантам каждая девушка заработала от трех тысяч за спектакль до двадцати тысяч за все три дня.
На других репетициях нам посчастливилось увидеть балет. Увы, не совсем то, что я ожидала. Особенно меня расстраивает одно неестественное место, где главный балерун "пинает" и злобно бьет по полу в районе лежащей страдающей балерины. И все это под нежную  и лирическую музыку. Диссонанс какой-то. Зато забавно было наблюдать, как костюмерша Полина, девушка крупная и на каблуках, бегала по сцене туда-сюда с пачками, то с черными, то с белыми. Еще забавней был стоящий на сцене в нижнем белье балерун и режиссер, кричащий "дайте ему штаны!" О, и как мне теперь забыть образ мужчины в одной лишь пачке, который по всей сцене исполнял пируэты, прыжки и прочие па!
Больше ничего интересного на репетициях не припомню, ну только если момент, когда в храме трубы почему-то поехали не так, как было запланировано, достаточно сильно сбили мужчину из хора и уехали в другой конце сцены. А мы в это время пытались не споткнуться об отрубленные конечности, оставшиеся после прихода наших прекрасных защитников с войны. Ну еще был один момент, когда в начале второго действия никак не могли открыть занавес, оркестр играл, дирижер злился, что не видит сцену, а солисты не знали, то ли им петь, то ли смеяться, то ли ждать, когда режиссер всем раздаст по заслугам, и занавес откроется.

Про составы. В первый день мы ожидали в роли главного героя увидеть Чеберяка, а вышел почему-то Кучин. Не буду жаловаться, он в этот раз был молодец, я его даже не узнала в прологе по голосу, профессионально очень вырос за лето. Да и вообще, состав первого дня доставил большое удовольствие.
Бурденко - чудесный Валентин. Особенно я люблю два места в его исполнении. Первое - когда мы после ярмарки стоим в объятьях наших уходящих на войну теноров, баритонов и басов, а Роман так проникновенно поет "ооо, Мааргариииитеееее..." А второй момент, когда он проклинает сестру перед своей смертью - прям мурашки по коже, очень впечатляет.
Тановицкий - это просто шикарный мужчина. По мне, таким Мефистофель и должен быть - чертовски обаятельным и притягательным, опасным и пугающим одновременно. А на самом-то деле Алексей очень милый, дружелюбный человек, очень приветливый, всегда здоровается и улыбается. Ну вот, захвалила. В антракте после первого действия он идет в свою гримерку со стаканчиком (или двумя) кофе, в остальное время его можно увидеть в коридоре с мефистофелевской тростью или на сцене. У него я очень люблю аццко зловещий смех в арии, не представляю, сколько он добивался такого эффекта. Про куплеты хотела бы что-то сказать, да не могу, я на них обычно строю глазки "чертякам"-брейкдансерам или слежу, как бы ни на кого не наступить, платье не порвать, не споткнуться и пером на шляпе никого не прибить. Нравится мне сцена в храме, от его голоса в сочетании с органом жуть берет. К Алексею у меня одна претензия насчет исполнения, как раз-таки насчет сцены в храме. Затягивание темпов. Эх-эх, орган там должен быть такой ровный, неприступный и непоколебимый, а ему приходится последнюю долю почти в каждом такте расширять, чтобы не сильно разойтись с солистом. Вот. А больше претензий нет, особенно к эмоциональной подаче материала  и к актерской игре. Я, кстати, у него спросила насчет ноябрьских спектаклей, сказал, что скорее всего он на них будет, ура-ура.
Магомадов-Зибель. ну что тут сказать. Всеобщий любимчик (по крайней мере, у женского состава), не знаю, как вообще можно не любить такого приятного молодого человека с таким шикарным голосом. Как я страшно ненавидела Зибеля, пока учила оперу. Вероятно, потому что его исполняли обычно какие-то противные женщины с еще более противными голосами. И как мне сейчас жалко, что у этого героя такая скромная роль и всего один сольный номер. У Володи я тоже спросила - в ноябре он будет на все три спектакля, еще раз ура-ура.
Вообще, приезжие солисты хорошие и общительные и совсем не сердятся, когда в небольшом анктракте к ним пристают все, кому не лень, чтобы сфотографироваться на память.
На второй день второй акт я слушала из зала. Даже не буду врать, что смотрела, меня от этих красно-черных тонов к концу спектаклей уже тошнило. И совсем уж честно признаюсь - дослушала я тоже не все, только до баллады Маргариты, все остальное время любовных признаний, пошлых заигрываний Мефистофеля и Марты и прочей дребедени я дремала, уютно устроивший в кресле. И если Зибель с цветами меня порадовал, то Новикова в роли Маргариты как-то не особо. Чурилову, которую я слушала на третий день из-за кулис, впечатлила куда больше.
Янковский-Валентин и Лоскуткин-Мефистофель поют все очень хорошо, чисто, ровно, красиво, тут можно продолжить километром эпитетов. А вот чего-то очень важного не хватает. Потому что ну бред это, стоять и скучать на смерти Валентина или на сцене в храме. А еще Янковский не стукнул грозно мечом, когда проклинал Маргариту, айяйяй!

Насчет кулис. Думаю, все заметили, что кулис нет. Некоторые зрители решили, что средств на  них не хватило. Ха-ха. Такого бюджета, как у этого злосчастного "Фауста", хватило бы на настоящего слона вместо лошадок и на мировых порнозвезд вместо танцовщиц из клуба. Кулис там специально нет. Зато есть огромные трубы, в которых на Вальпургиеву ночь выезжает миманс, и которая разрезает все кулисное пространство на две части. Ближнюю к зрителям часть занимают две лошадки, которые загораживают проход на сцену к первому пандусу. К ним очень все любят подходить на предмет сфотографироваться, погладить или театрально поужасаться "как я боюсь, вдруг они убьют меня копытом". И все очень не любят, когда лошадки вспоминают о своих естественных нуждах, тогда в кулисах становится трудновато дышать, и животинок временно никто не хочет гладить. В дальней части кулис тусуемся мы, оттуда же выходим на сцену. Еще там стоит важная аппаратура - микрофоны, благодаря которым до ушей зрителей все-таки долетает звук закулисных хоров, коих в этой опере чересчур много, по моему мнению. А также монитор, на который транслируются движения дирижера, и благодаря которому хор расходится с оркестром не так сильно, как мог бы.

Насчет самих спектаклей. В первый день за 45 минут до спектакля нас всех собрали на сцене, чтобы порепетировать выход на поклон. Все хорошо, все молодцы, но не могло же и на спектакле все пройти нормально. После того как отзвучал последний аккорд, на Маргариту просыпалась белая благодать, а свет приглушили, кое-чего не хватило. Занавес остался открытым. Если учесть, что на второй день он остался в точно таком же состоянии (про третий день не знаю, я наглым образом сбежала с поклона), то, скорее всего, режиссер так и задумывал. И все бы ничего, только работникам сцены нужно было вынести пандус к сцене, а на виду у восторженно аплодирующих зрителей они, того, стеснялись.Так что они забавно пытались найти выход из положения, как-то пройти за нашими спинами, но потом бросили это бесполезное занятие, а мы вскарабкивались на высокую сцену без всякой помощи. Неудобно было) Зато добрые люди бросили букет цветов в хор, жаль, что не с нашей стороны.
На второй день ничего интересного не было. Я заметила только необычный темп, который задал дирижер в акапелльной части хора на смерти Валентина - раза в два медленнее обычного. Если у кого была возможность сравнить, на третий день темп был в полтора раза быстрее нормального.
В третий день случилось небольшое ЧП. Или большое, это как посмотреть. Минут за пятнадцать до начала спектакля по коридору в сторону гримерки прошел Володя Чеберяк, полностью в обычной одежде - джинсиках, там, рубашечке. Мы удивились, обычно солисты за полчаса до спектакля уже одетые, загримированные и вообще полностью готовы к выходу на сцену. Про пунктуальность новосибирского оперного я уже писала (точнее, про то, что в лейпцигской опере после третьего звонка все зрители сидят в зале, а спектакль начинается через минуту; в новосибирской же опере после последнего звонка еще минут 5-7 пройдет, пока все усядутся и выключится свет), но в этот раз все уже стали волноваться, слишком уж большая задержка была. Еще через некоторое время по коридору вновь прошел Чеберяк, уже в белом больничном костюме Фауста и с возмущенными восклицаниями "я без грима!.. я без ничего вообще!.." Следом шла помощница и успокаивала его тем, что этот грим нафик никому не нужен. Правда жизни оказалась очень проста. Кучин уже был одет, обут и готов к роли, как вдруг отказался выступать. Тут слухи и мнения тоже расходятся, кто-то говорит, что он испугался, кто-то - что он просто не захотел, а кто-то утверждает, что он заболел. Чеберяк же пришел на спектакль весело потусоваться, попить кофейку, послушать красивую музыку и вообще приятно провести время, но никак не для того, чтобы поработать. Вообще, я считаю, отыгрывать и петь эту роль два дня подряд довольно-таки сложно. Не зря в тот день в сцене, где Володя всегда бегал с восхищенным взглядом и улыбкой вдоль девушек, разыскивая Маргариту, на его каменное лицо было страшно смотреть. Но он справился, молодец, за что ему респект.

Вот и все, что я имею сказать про "Фауста". В ноябре нас ждут еще три спектакля - 23, 24 и 25 числа (нехорошие люди поставили эти даты, я собиралась домой поехать на день рождения, а теперь облом). А мы уже готовим новую, декабрьскую программу, и это будет нечто феерическое) Готовьтесь)
Tags: НГАТОиБ, НОВАТ, О музыке, Опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments