Предыдущий пост | Следующий пост

Будучи на все сто процентов городскими жителями, мы абсолютно не знали, как нужно готовиться к походу. Мы не знали, какие вещи нужно с собой брать. Мы не знали, какую и, главное, сколько брать с собой еды. Не знали мы и как ставить палатку, как разводить огонь, как вообще выживать в лесу. Из ягод мы могли опознать только малину и смородину, из грибов – сыроежки и маслята, а из трав – лишь крапиву, и то потому, что она жжется. Кроме того, мы хотели сэкономить, поэтому покупали все самое дешевое – однослойную палатку, сомнительную горелку. Обувь мы вообще не покупали, поэтому я поехала в советских маминых кедах, а Кирилл – в кедах для спортзала. Стоит отметить, что советские кеды показали себя с самой лучшей стороны, и, несмотря на грязь, лужи и острые камни, впивающиеся в резиновую подошву, остались целыми.
Рюкзаки мы тоже решили не покупать, поэтому Кирилл отправился с моим старым-престарым рюкзаком, с которым я ездила отдыхать в детские лагеря. Я же, слабая и нежная девочка, не привыкшая к физическим нагрузкам, закинула себе на спину малюсенький рюкзачок, с которым только в городе бегать. Хотя в него, как ни странно, вошла вся моя одежда, косметика и техника. Кирилл, как настощий мужчина,  решил, что ему будет легче нести на себе несколько сумок, нежели слушать мое бесконечное нытье и топать со скоростью черепахи, поэтому я путешествовала почти налегке.
Все, кто нас встречал, от водителей и туристов, до алтайцев, в недоумении смотрели на нашу более чем скромную экипировку и были в полной уверенности, что мы не сможем пройти тот маршрут, который запланировали. Да и вообще никуда мы в таком виде дойти не сможем. Но, как ни странно, мы с вещами, выдержав все испытания, вернулись домой живые, более-менее здоровые и почти целые.
От Новосибирска до Алтая и обратно мы добирались с помощью сервиса blablacar.ru и автобусами. Сначала на машине доехали до Барнаула, от него на автобусе добрались до Усть-Коксы. Обратно мы отъезжали на автобусе от Мульты до Бийска, а в Новосибирск вернулись тоже на автобусе, но через Blablacar. Круговой маршрут от Тюнгура, на мой взгляд, удобнее проходить именно в том направлении, как шли мы: сначала вдоль реки Ак-кем к Аккемскому озеру, потом перевал Кара-тюрек, затем Кучерлинское озеро и вдоль реки Кучерлы. Пройти это все при хорошей погоде реально за шесть дней.
Ну а теперь – в путь!

«- Сколько нам еще идти?
- Вечность. Жизнь – это бесконечный путь.»

Диалог со встречным путником
День первый. 9 августа
Приключения начинаются.

Самое неприятное, чтобы может быть в путешествиях – это дождь. Он любое, самое замечательное место на Земле, может превратить в нечто унылое, серое и грязное. А деревню Усть-Кокса сложно назвать самым замечательным местом, особенно в шесть утра. Все немногочисленные заведения еще закрыты, на улице холодно и безлюдно. Что делать и куда идти, мы не знаем, поэтому скромненько притулились у входных дверей местного Дома Культуры. За два часа мы успели замерзнуть, скушать булочку и осмотреться. Из приятного в деревне нашли школу искусств, а из полезного – филиал магазина «Экспедиция». Собирались мы как-то впопыхах, поэтому не все успели купить в Новосибирске, и решили отовариться на месте. Интересно, что подумал хозяин магазина Михаил, когда в восемь утра к нему на порог дома явились мы, с промокшими ногами, трясущиеся от холода, и попросили продать топорик и газовые баллончики. Попросили мы одно, а получили совсем другое: нас пригласили в дом, напоили травяным чаем с тремя сортами алтайского меда, показали картинную галерею и познакомили с котенком и песиком. Котику Канту я так понравилась, что он замурлыкал, свернулся клубочком на моей руке, и я так по всему дому с ним и ходила. Впрочем, баллоны мы тоже получили, а впридачу к ним еще карту Алтая и большие охотничьи спички. Эх, еще бы уметь этим всем пользоваться!
Михаил всеми способами пытался помочь нам, обзвонил знакомых, но, как оказалось, в воскресенье ни один автобус не ходит от Усть-Коксы до Тюнгура. Что ж, решили мы, доберемся на попутках, и отправились пешком вдоль дороги. Погода начала налаживаться, и мы, наконец, смогли оценить всю красоту этих мест. А там было на что посмотреть! После серого и загазованного Новосибирска видеть вокруг зеленые поля, пышные деревья и синеватые горы, укутанные тяжелыми низкими облаками, вдыхать чистый воздух – огромное удовольствие. То, что нас никто не хотел подвезти – а кто хотел, тот ехал в другую сторону – пока нас не расстраивало, мы наслаждались неспешной прогулкой.

Мы шли и шли. Солнце уже начало припекать, пришлось снимать куртки. И тут обнаружилась первая неприятность  – у Кирилла порвался рюкзак. А ведь это только самое начало путешествия! Стараясь не думать, сможет ли вынести несчастный старенький рюкзак все предстоящие испытания, мы расположились на обочине. Я шила, Кирилл читал историю гражданской войны на Алтае и периодически пытался найти добросердечных водителей, которые довезли бы нас до Тюнгура. Но водители, как назло, встречались равнодушные и просто проезжали мимо. Правда, один решил выделиться и на полной скорости въехал в лужу, окатив грязью наши вещи. Не успели мы все обтереть и высушить, как нас облили во второй раз. Но у этого водителя, видимо, была совесть, и он не испугался ни меня, злющую, обтекающую грязью с головы до ног, ни Кирилла, который со зверским выражением на лице побежал за машиной «разбираться». Немного смущаясь, он в качестве компенсации за моральный ущерб предложил подвезти нас до Тюнгура. Ну а кто тут откажется?
В Тюнгуре, я считаю, самое замечательное – это кафе «Кайынаш». От него все путники, подкрепившись, отправляются в трудный путь, и к нему потом обессиленные, но счастливые возвращаются, чтобы насладиться вкусной цивилизованной едой. Мы тоже не удержались и порадовали себя местными лепешками и вкуснейшим вареньем из зеленых кедровых шишек. А после, зарядившись энергией природы, бегали кругами по лугу, поджидая ГАЗик, который перевез бы нас через первое препятствие – перевал Кузуяк. Все тут казалось необычным. Опасно выглядящий деревяный мост, по которому каким-то образом проезжали машины, кафе-аил, навьюченные лошади, и горы, горы вокруг.
ГАЗик оказался почти полностью заполнен организованной группой ребят, но нам места хватило. И начался аттракцион «Американские горки» по-алтайски. Машину швыряло во все возможные стороны – и нас вместе с ней. Мы тряслись, качались, поднырывали под опасно приближающиеся ветки, пытались удержать себя и вещи, когда машина вставала на дыбы или резко ухала носом вниз с горы. А потом наш путь пересекла река Кучерла. Вы видели, как ГАЗик переходит вброд бурную речку? Ха, это еще что! Вот трактор с прицепом, наполненным туристами, едущий через ту же речку ему навстречу – вот это вид!

Мы ехали два часа, хотя пешком на эту дорогу ушел бы целый день. Вокруг солнечно и зелено, и настроение у нас приподнятое. Куда ни посмотри – открываются новые необычайные виды, и сразу же хватаешься за фотоаппарат, чтобы запечатлеть хоть малую часть этой красоты. Каким-то образом мы доехали, не растеряв по пути вещи и не выпав из машины. Солнце еще не зашло, поэтому мы не стали ставить палатку на большой и многолюдной стоянке «Три березы»,  а отправились в путь. Первые наши шаги на Алтае оказались легкими и приятными. Спокойно, но ритмично мы шли по размытой тропинке, пытаясь аккуратно обходить особо грязные места. А вот и первое испытание – переправа через ручей. Прошли мы его успешно, да еще набрали две бутылки чистой прозрачной воды. И она оказалась очень вкусной - несравнимо вкуснее всего, что мы пили раньше. В компанию к воде нам встретился куст с большой и сочной красной смородиной. Пришлось остановиться и перекусить, пока не начало темнеть.
Пора располагаться на ночлег. В первый раз мы ставили палатку, и даже неплохо справились для первого раза. Не зря, наверное, перед отъездом потренировались в квартире. А вот костер, к сожалению, в квартире мы устроить не могли, поэтому и в лесу с ним возникли проблемы. Ветки, которые мы сумели отыскать, были мокрые, кора быстро загоралась, но так же быстро и сгорала. Истратив немалое количество спичек и нервов, мы убедили себя в том, что костер нам не так уж и нужен, перекусить можно и сухофруктами, а чай можно вообще не пить. Мы уютно устроились в палатке и уснули, даже не представляя, какие приключения нас ждут впереди.

День второй. 10 августа
По Алтаю бодрым шагом.

Новые ощущения нас так и переполняют. Оказывается, по утрам очень-очень холодно, даже летом, из-за этого у нас не получилось встать в запланированные 7 утра. Еще оказалось, что однослойная палатка хорошо защищает от дождя, но изнутри она все равно мокрая от конденсата, поэтому какое-то время утром нужно тратить, чтобы высушить ее на солнце. Консервированная гречка съедобная, но не приносит удовольствия, потому что холодная, а умываться остывшей за ночь водой еще менее приятно. Зато к десяти утра погода чудесная, солнечно, птички поют, воздух чистый – райское местечко.
Бодро отправляемся в дорогу, пока еще полные сил и оптимизма. Перепрыгиваем по камням три речушки, поднимаемся по крутым козьим тропам, пару раз сворачиваем в неправильном направлении, спускаемся по опасным склонам и топаем по грязи в лесу. Оно, конечно, не грязь, а просто влажная земля, но кроссовкам и штанам от этого не легче и не чище. Тут становится ясно, что наша обувь и вправду не очень подходит для такого путешествия, приходится каждое опасное место обходить очень медленно и аккуратно.

Нас обгоняет небольшая группа; они шлепают в высоких резиновых сапогах, не обращая внимания на качество дороги. Примерно через пятнадцать минут уже мы обгоняем их, устроившихся на привал. Ничего в этой ситуации необычного нет, если не считать того, что в догоняшки мы играли весь день, раз десять, не меньше. На каждом обгоне уже встречались с приветствиями и шутками, как старые добрые друзья. Нас даже пригласили присоединиться к группе, но пришлось отказаться – слишком уж разный у нас темп и график привалов.
Вокруг маленькие приятные неожиданности. Нашли небольшой кустик с дикой малиной. Спустились к речке Ак-кем и полюбовались камешками необыкновенно красивого фиолетового оттенка. Люди встречаются особенно интересные. Неторопливо идет пожилая пара, спортивная и полная энергии; навстречу спешит группа ребятишек, приобщающихся к туризму; все, идущие в одиночку – отменные философы, обязательно скажут что-нибудь глубокомысленное в ответ на приветствие. Но это неудивительно, любой начнет философствовать,если останется посреди леса и гор наедине сам с собой на неделю.

К вечеру прошли столько, что уже стала видна Белуха, самая высокая гора на Алтае. Хочется идти дальше, но уже в шесть часов становится так холодно, что ставить палатку позже – издевательство. Мы нашли отличную стоянку, попытались развести костер и согреть воды. Почему-то не работает газовая горелка, а разжигать спичками получается не очень удачно. На наше счастье сюда же пришел инструктор большой группы туристов, который искал ночлег, помог нам с костром, снабдил кипятком и выделил место на стоянке. Так что ужин у нас прошел не в пример приятнее завтрака – с горячей кашей и кофе.
Без неприятностей не обошлось. Мои прекрасные бирюзовые штаны все-таки пострадали, как я ни оберегала их от грязи в течение всего дня. Тарелка, в которой мы пытались вскипятить воду, стояла прямо в огне и вся покрылась копотью. И все штаны от нее стали черными. Пришлось отмывать прямо в ледяных водах Ак-кема. А потом отогреваться в палатке, попивая горячий кофе и закусывая орешками.