Предыдущий пост | Следующий пост

День третий. 11 августа
А вокруг – красота!

Кажется, мы в этом лесу уже вечность. Очередное промозглое утро, раннее пробуждение и отчаянное нежелание вылезать из сравнительно теплой и уютной палатки. Хорошо, что у нас есть план, по которому сегодня мы уже должны добраться до Аккемского озера, иначе не вышли бы на белый свет раньше двенадцати часов. Сейчас же семь утра, и мы как бедные родственники просим кипяточку у проводника группы, рядом с которой заночевали. Ребята оказались добрые и угостили чаем из смородиновых листьев, это очень-очень вкусно. По запаху мы легко нашли ближайший смородиновый куст и нарвали себе листики для заварки. Они всю дорогу лежали у меня в кармашке, я опускала туда руку, а потом долго наслаждалась ароматом – лучше всяких духов.
Дорога поражает разнообразием. То хлюпаешь в грязи (я все еще пытаюсь эту грязь всячески обойти, берегу ярко-бирюзовый цвет штанов), то царапаешь ступни об острые камни, иногда идешь спокойно по лесной тропинке, а потом, высоко задирая ноги, переступаешь массивные корни, торчащие из-под земли. Кирилл под тяжестью вещей устает больше, чем я, и периодически обнимается с деревьями, подпитываясь их энергией. Иногда останавливаемся сфотографировать реку, лес, медленно приближающуюся Белуху или особо живописно поваленную корягу. В эти моменты радуешься современным технологиям: фотоаппарат с недешевыми пленками на 12, 24 и 36 кадриков столь большой объем впечатлений не осилил бы.

Мелкие неприятности не дают заскучать на длинном пути. Только мы отошли от стоянки, как внезапно порвался бок рюкзака. Уже второй. Первый держится, видимо, починила я его неплохо. Пришлось устраиваться у дороги и зашивать беднягу, одновременно с этим вежливо приветствуя проходящих туристов – всех тех, кого мы обогнали вчера. Догнали же нас!
На перекрестке мы не поняли, куда идти. Осмотрели одну тропинку – она резко обрывалась вниз; решили, что кубарем спускаться к речке не лучший вариант. Пошли по другой, пролезли под заваленным деревом и угодили в трясину. Повернули обратно, пока не затянуло, и подлый сучок на дереве зацепил пенку. Ну и заодно от напряжения порвалась лямка рюкзака. Пришлось опять устраивать привал, зашивать пострадавшего. Зато мимо прошли туристы, и стало понятно, куда идти – по третьей тропинке.
Так, не слишком торопясь, к пяти часам мы пришли на базу «Высотник». Все наши надежды о вкусной горячей еде и связи с родными разрушились, как только мы увидели цены. Это не роуминг – по тарифу 250 рублей/минута я даже в Европе не разговаривала! Придется маме жить неделю без вестей о наших приключениях. Ну а мы, побаловав себя стаканчиком кофе 3-в-1, направились к Аккемскому озеру.

Из-за небольшого изменения в маршруте (к водопаду Текелю идти отсоветовали: «вода схлынула и смотреть там нечего»), к озеру мы пришли раньше, чем рассчитывали. Еле подошли к стоянкам, куда ни ступишь – либо грязь, либо вода. На озере стоит гидрометеостанция и заправляют на ней алтайцы, которые деньги дерут не хуже питерского «Высотника». Оставили у них рюкзаки, решили добраться до Города Солнца. Погода хорошая, до вечера еще пара часов есть - не сидеть же на берегу!
В общем-то, как только мы ступили на противоположный берег, стало понятно, что это мы затеяли зря. Двухминутная поездка на надувной лодочке обошлась в 150 рублей на одного человека в одну сторону. И лучше бы мы не жадничали, а поплыли обратно – сразу, как только наши кроссовки захлюпали по лугу, без всяких признаков сухой устойчивой дорожки.  Невдалеке от нас лошади щипали травку, им не жалко было копыт. А мне уже через пять минут стало жалко свои ноги, которые успели насквозь промокнуть. Но потраченные деньги тоже было жалко; нужно, чтобы они окупились, решили мы – и потопали на ближайший холм.

Идти на Алтае «туда, не знаю, куда» - не лучшая идея. За время нашего путешествия мы не раз в этом убедились, но дураков жизнь ничему не учит. Поэтому, не сумев выяснить у местных, где находится город Солнца, мы отправились наобум. И, конечно, пошли не туда. На холме нас ожидало много грязи, лошадиных экскрементов и злобный пожирающий мох. Ноги в него проваливались по колено, и с каждым шагом усиливались опасения, что можно утонуть в нем по самую грудь. Но все эти досадные мелочи не смогли испортить впечатления от безумных видов с этой стороны озера. Хрустальные бело-голубые ледники, величественная Белуха в снежной шапочке и зеркальное озеро, отражающее ярко-голубое небо с кружевами облаков. Восторг!
Жаль, что хорошее настроение не может длиться вечно. Нам пришлось спускаться обратно на мокрый луг и переплывать на другой берег, где выяснилось, что уже темно, влажно, холодно – и алтайцы нам совсем не рады. Вещи посушить не дали, горячие лепешки не продали из-за большого заказа, рюкзаки чуть не прихватизировали. Расстроенные, мы отправились искать место, где можно устроиться на ночлег. И тут выявилась еще одна наша ошибка – палатку нужно было ставить, пока было светло и тепло, а не в сумерках, замерзшими руками, да еще и под начавшимся дождем. В общем, я полезла в палатку трястись и стучать зубами от холода, а Кирилл безуспешно пытался разжечь огонь и высушить обувь, натолкав в нее почти весь рулон туалетной бумаги. Алтай нас испытывает.

День четвертый. 12 августа
Покорение перевала.

По плану нас ждал перевал Кара-Тюрек. Обмотав ноги мусорными мешками (чтобы не так мокро  и противно было надевать непросохшую обувь), надев по двое штанов и по четыре кофты, мы вышли в путь. Немного позднее, чем планировали, заводя будильник на 5.30, но уж очень утром был холодный и сильный ветер. Прошли мы первые метров сто в горку... Все, сдулись. Устали. Пошли дальше, через пятьдесят метров опять устали. Пока отдыхали, Кирилл нашел деревянный посох, с которым не расставался потом до самого конца похода. Взяли себя в руки – и пошли.
Идущие навстречу туристы дают противоречивую информацию. Двое парней в камуфляжной форме, еле живые, сообщили, что шли через перевал два дня, заночевали на самой вершине, где у них замерзла вся вода. Пообещали, что если у нас нет с собой шуб, то мы там помрем от холода. Бодрый новокузнечанин с собакой сказал, что вышел сегодня утром и вот уже спускается, на перевал ушло шесть часов. Наше настроение меняется от уныния («может лучше вернемся обратно по Ак-кему?») до позитивной решимости («он дошел, и мы дойдем!»).

Несколько раз нас обгоняла процессия на лошадях. Мы жалели, что не подождали немного на базе и не поехали с ними. Завидовали тому, как они уютно сидят на широкой лошадиной спине, не идут сами в горку и не несут рюкзаки. Наши ноги уже давно горели, как на костре; при движении вверх особенно чувствовались бедра, а вниз – колени, и все время чувствовались плечи, которые не получали такой нагрузки последние лет... двадцать пять. После недолгого совещания было решено, что мы не какие-то там слабаки, сможем дойти и на своих двоих. Заодно и прочувствуем весь маршрут, а то на лошадях – тьфу! Читеры!
Решение оказалось правильным. Виды открывались просто невообразимые, фотоаппарат приходилось доставать каждые десять минут из-за нового (и каждый раз оооочень впечатляющего) ракурса. Невероятные ощущения – только ты и природа. Огромные горы вокруг, тонкая петляющая тропинка, раздольные поля – сво-бо-да!  На небо вышло теплое солнышко. Мы постепенно избавились от мусорных мешков, лишних носков, штанов и пары кофт. Жизнь прекрасна!

Встречные туристы все портят. Они-то идут на спуск, а мы все время поднимаемся. Но это не мешает им злорадненько сообщать, что мы еще только в самом начале пути, и желать нам терпения. Причем, через час другие туристы сказали нам то же самое, слово в слово. Чем ближе мы подбираемся к цели, тем меньше остается терпения. Горы пытаются развлечь нас иллюзиями псевдовершин, ветер радостно завывает в уши, так что пора уже надеть капюшон. Все время приходится пропускать спускающихся лошадей, и меня это страшно злит, потому что я недавно узнала, что у идущих вверх на горной дороге преимущество перед спускающимися. Немного подняла настроение женщина с доброй вестью, что нам осталось совсем чуть-чуть.
На вершине оказались как-то внезапно, даже сначала не поняли, что дошли. Только когда увидели стоянку, костер, лошадей и группу со знакомым инструктором, осознали, что самая сложная часть пути позади! Теперь остался только спуск – и ребята советуют нам надеть все вещи, которые есть, чтобы не замерзнуть. Вещей у нас мало, к стандартному набору добавились только перчатки. Вокруг нас люди в костюмах, очень смахивающих на горнолыжные. Мы в своих осенних курточках рядом с ними выглядим, как детишки, вышедшие покататься с горки во дворе. Но делать нечего, и надевать больше нечего, придется спускаться так.

Ух! Ветер там такой, что меня сдувало с тропинки. Кроме того, он заглушал своим шумом любые разговоры. Но это не мешало нам все время останавливаться, фотографировать и снимать, как живописно раздувается мой капюшон. У меня как обычно в перчатках начали замерзать руки, так что пришлось приостановить фотокорреспондентскую деятельность и просто спускаться. Вниз идти было очень приятно, несмотря на опасный отвесный край с левой стороны и осыпающиеся камни. Тем более, что внизу нас ждал привал у небольшого водопада.
Вскоре мы оказались на кедровых стоянках, где и расположились на ночь. Погода начала портиться, ветер сдувал палатку, а земля была такая дубовая, что колышки ее не пробивали. Удачной находкой была площадка с готовым каменным очагом, так что нам удалось даже развести нормальный костер (впервые!!!) и вскипятить воду.
Это был последний день с хорошей погодой.