ve4no_pianistka (ve4no_pianistka) wrote,
ve4no_pianistka
ve4no_pianistka

Category:

Музыкально-исторические анекдоты от московских профессоров

В этом году мне посчастливилось побывать на Школе концертмейстерского мастерства, проводимых Российской гильдией пианистов-концертмейстеров. Мастер-классы проводили замечательные педагоги и музыканты: А.З.Бондурянский (народный артист России, профессор МГК), М.И.Кравченко (заслуженная артистка России, профессор МГК), Н.В.Богданова (преподаватель ЦМШ, солистка Москонцерта), Ивари Илья (профессор Эстонской академии музыки, концертмейстер Д.Хворостовского). И, конечно, я записала на память небольшие музыкально-исторические анекдоты и забавные истории из творческой жизни, которые рассказывали эти педагоги.

4b33b703afb5bbd4fe79a5f5ef9e4162.jpg

• Бондурянский выступал в Ирландии с национальным оркестром. Играли тройной концерт Бетховена. На репетиции, сев за рояль, Александр Зиновьевич понял, что банкетка стоит далеко. Но ему было так лень вставать и передвигать ее, что он ухватился за бачки рояля и пододвинул... инструмент к себе. Оркестр замер на мгновение, а потом разразился аплодисментами. Александр Зиновьевич повернулся к оркестрантам и гордо сказал: «Российская фортепианная школа занимает лидирующее положение потому, что нас первым делом учат двигать рояли».

• А.Ф. Гедике был высокий, с усами и бородой. В Московской консерватории он заведовал двумя кафедрами: камерным ансамблем и органом. И всем студентам он давал два основных методических указания. Делал он это так: клал пианисту руку на плечо, вдавливал в стул и говорил в усы размеренным низким басом: «Не спеши». А потом добавлял: «Пока все не сыграешь – дальше не иди»

• История о том, как важно концертмейстеру не только играть, что написано в нотах, но и заранее ознакомиться с оркестровым звучанием произведения. Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта». В сцене, где отец с матерью входят в покои Джульетты, на заднем плане слышна музыка бала в соседней зале. В нотах написано fortissimo, и концертмейстер играет громко, танцоры все хорошо слышат и хорошо танцуют. Но когда начались репетиции с оркестром, оказалось, что в этом месте на fortissimo играет только струнный квартет, флейтовая педаль и бас, и в итоге, привыкшие к громкому исполнению танцоры, не услышали музыку и не смогли достойно станцевать.

• В Санкт-Петербурге в Большом зале Филармонии один пианист играл «Фантазию» f-moll Шопена, которая начинается с секвенции. Пока играл, забыл, на каком звене секвенция заканчивается. Пришлось играть до самого конца клавиатуры, и в процессе уже вспоминать, какие же дальше ноты.



• Маргарита Ивановна Кравченко выступала с Ириной Медведевой на концерте в Ангарске, исполняли «5 мелодий для скрипки с фортепиано» Прокофьева. Конферансье выходит и неожиданно объявляет: «Ирина Волкова». Исполнителям становится смешно, но нужно собраться и выйти играть - концерт правительственный. После выступления спрашивают у конферансье, почему так, она же Медведева? На что получили ответ: «Да? Ну все равно же звери».

• Маргарита Ивановна Кравченко выступает в Баку. Фигуристая дородная конферансье выходит и объявляет: «Вивальди. Соната для скрипки в сопровожении фортепиано ре-мажор. Первое исполнение». Исполнители за кулисами - в смех. Спрашивают, почему она объявила «первое», Вивальди ведь давно жил? Конферансье с достоинством говорит: «Минуточку», возвращается на сцену и объявляет: «Первое исполнение в Баку!»

• Концерт в Московской консерватории, поет Иван Семенович Козловский. Среди исполняемых произведений – романсы Дюбюка. Выходит конферансье и объявляет романс «Птички» немного... иначе: «Дюбюк. Птючки».

• Один очень хороший скрипач должен был играть с оркестром скрипичный концерт Шостаковича №1 a-moll. После переезда он не успевал на репетицию, поэтому решил настроиться на исполнение прямо на сцене, во время вступления – четыре такта в темпе Moderato. И вот стоит скрипач на сцене и слышит первые аккорды вступления ля-минорного концерта... Глазунова. А в нем оркестровое вступление всего две доли! Солист моментально подхватывает, вступает и играет. Через несколько минут думает «Что это? Что я играю?.. А... Концерт Глазунова.» И тут приходит вторая мысль: «А почему?» Оказалось, заменили программу, а солиста не предупредили.





• Маргарита Ивановна Кравченко водила экскурсии первокурсникам по Московской консерватории, чтобы студенты прониклись духом и историей прославленного учебного заведения. Вот она показывает им лифт из красного дерева (который только недавно заменили на современный). Рассказывает, что на этом лифте ездили великие деятели XX века: Нейгауз, Гольденвейзер, Игумнов, Гилельс, Коган... Возможно, даже Рубинштейн. На что один восторженный студент говорит «Да, Маргарита Ивановна, ведь вы все это помните!»

• На концклассе у Кравченко первокурсница играет цикл Глинки «Прощание с Петербургом». Там текст Кукольника:
«Дым столбом – кипит, дымится
Пароход… <...>
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле».
Маргарита Ивановна спрашивает: «Юля, подумай, на следующем уроке мне скажешь, почему вначале в тексте пароход, а потом – поезд?» Юля приходит на следующий урок, радостная, говорит: «Я все поняла, я знаю почему! Потому что это песня для всех видов транспорта».

• Перлы студентов на коллоквиуме: «Глинка изменил название с «Жизнь за царя» на «Иван Сусанин» потому, что в советское время нельзя было писать про царя».

• Перлы студентов на коллоквиуме: «В опере Моцарта «Дон Жуан» два полярных полюса – Дон Жуан и Командир».

• Вокалисты довольно часто путают текст. Один певец исполнял романс Глинки «Ночной зефир». Вместо нужного текста: «Скинь мантилью, ангел милый, И явись как яркий день! Сквозь чугунные перилы Ножку дивную продень!» он умудрился спеть совсем не в рифму: «Ножку дивную просунь».

• Был в Киеве оперный певец. Пел он неважно, зато состоял в профсоюзе. И имелась у него мечта: спеть партию Герцога в «Риголетто». А в арии Герцога в финале есть нота «ре» второй октавы; певцы, у которых она есть – гордятся, а у него, к сожалению, не было. Зато этот певец придумал хитрый ход: когда должна была звучать длинная высокая «ре», он подкидывал шляпу, выхватывал шпагу и ловил на нее шляпу – и делал все это с красиво открытым ртом. Но молча. Оркестр играет фортиссимо, «заглушая» певца, а все зрители думают, что он молодец - сложную ноту взял.



• Когда Наталья Викторовна Богданова впервые играла на концерте с народниками у Вячеслава Павловича Круглова, он сказал: «Вы хорошо играете, но не могли бы играть так, чтобы молоточки от струн прямо отскакивали?»

• У народных инструментов несовершенная конструкция, быстро расстраиваются, так что приходится подстраивать в паузах во время произведения. На что В.П.Круглов говорил: «Это русский Восток, он должен немного не строить».

• Наталья Викторовна Богданова была с мужем-домристом на мастер-классе в Томске. Там люди сибирские, суровые. Организаторы попросили ее предупредить мужа, что на каждого участника выделено ровно полчаса. Идет мастер-класс, у работников три таблички. Тут поднимают первую: «5 минут». Проходит время, поднимают вторую: «3 минуты». И тогда Наталья Викторовна шепчет мужу: «Заканчивай, сейчас будет третья табличка, и неизвестно еще, что на ней написано».

• Ивари Илья аккомпанировал одной певице. Услышал, что она поет неправильный ритм и сделал ей замечание: «Здесь же восьмушка!». «Не убивай мое творчество!» - возмутилась певица.

• Олег Каган и Святослав Рихтер играли скрипичную сонату Брамса №1 G-dur. Перед выходом Рихтер говорит: «Олег, мы выходим и сразу начинаем играть». А у Святослава Теофиловича была привычка начинать играть еще до того, как он сел. К тому же выходит он быстро и стремительно, а фортепианное вступление – это всего два аккорда. Каган идет со скрипкой медленно, и ему приходится начинать играть прямо на ходу. После выступления он обращается к Рихтеру: «Я понимал, что надо играть сразу, но не настолько».

Tags: Забавное, О музыке
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments