НГАТОиБ, хор

"Аида" в Новосибирском оперном театре. Взгляд изнутри

Вы вообще представляете, как происходит постановка оперы с точки зрения рядового артиста? Вот, например, мы - дополнительный состав Новосибирского оперного театра, и нас приглашают участвовать в операх, где есть масштабные массовые сцены и нужен большой хор. В театре решают поставить оперу Верди "Аида", а там ох какой хор: мало того, что разделение в каждой партии на первых-вторых (прямо как в строю), так еще и весь хор делится на две половины ("пленников" и "народ"). Поэтому мы участвуем, и это, я вам скажу, очень и очень круто.

156_KM_8LIorz8.jpg

Collapse )


За фотографии спасибо Виктору Дмитриеву, Евгению Иванову и Елене Тереховой.
Основной

Ударная работа

Когда я говорю, что последнее время работаю концертмейстером у ударников, мои друзья очень удивляются. Еще больше они удивляются, когда я заявляю, что мне там очень нравится работать. Ну посудите сами: во-первых, на уроках я нужна довольно редко - только перед экзаменами или конкурсами. Во-вторых, в отличие от предыдущей работы, на конкурсах я необходима, а это значит приятные поездки в другие города и дипломы в копилку личного дела. Ну и самое главное - ударники не фальшивят! Вы слышали, как играют маленькие скрипачи и духовики? Или как поют дети без музыкального слуха? Мне это очень тяжело воспринимать, а еще тяжелее хвалить за фальшиво-низкие ноты, поддакивая педагогам. С ударниками такой проблемы нет. Они могут попасть по неправильной клавише на маримбе, но это сравнимо с ошибкой на фортепиано. Они могут играть неправильный ритм, но это легко исправляется счетом и метрономом. Они могут грохотать со всей дури, но чаще всего их повседневная дурь улетучивается, как только они встают за установку, так что уши нужно беречь, только когда за барабанами педагог.

12950397_1727212587525097_786006212_n.jpg

Работая с ударниками можно узнать много нового. Например, что рудименты - это не только органы, утратившие свои функции в ходе эволюции, но и основные приемы игры на барабане. Или научиться отличать тарелку, хэт и крэш. Или понять устройство маримбы и научиться разбирать и собирать ее за десять минут. В общем, до работы с ними, я знала про ударную установку только то, что она вообще существует, а сейчас могу сама за нее сесть и изобразить некоторые упражнения.
А вы когда-нибудь играли милую детскую песенку про доброго жука в рок-обработке? У нас на уроках и не такое бывает, когда ученик на маримбе играет мелодию, я на фортепиано играю аккомпанемент, а педагог Юра садится за установку и с ним любая песня обретает новый смысл))
Вообще Юра очень веселый парень. Конечно, если бы у меня был такой педагог в детстве, я бы, наверное, от него ушла. Но у Юры подобрался хороший класс наглых пацанов и самоуверенных девчонок, которые себя в обиду не дают и на его подколы не обижаются. А мне остается только смеяться и успевать за ним записывать.


Collapse )

np1gWmX_5PM.jpg
НГАТОиБ, хор

Как в Новосибирске "Бориса Годунова" ставили

У нас тут в Новосибирском оперном приближается четвертый показ оперы "Борис Годунов" Мусоргского. Самое время вспомнить, как проходила постановка.

UiQRSKZPxCM.jpg

Про долгое ожидание.
Лично для меня - это самая лучшая опера. Еще в училищные годы я переслушала кучу записей, брала клавир в библиотеке и играла все от корки до корки, а потом с сокурсницами гуляла по городу, и по улицам разносилось наше завывание: "На коогоо ты нас поокиидаааешь...". В консерватории на экзамене по концклассу я играла и пела на разные голоса сцену в корчме - всю, прошу заметить! И, участвуя в постановках оперного, каждый раз задавалась вопросом - ну когда же? Когда поставят мою любимую оперу?
Пару лет назад пошли слухи, что "Борису Годунову" - быть. Потом - не быть. И опять - быть. Репетиции проходили так: нам приносили ноты, мы начинали учить, и, примерно, когда мы приступали к второй картине пролога, постановку отменяли. Через полгода все повторялось заново, у меня аж по три экземпляра партий скопилось. В итоге решили - будет точно в 2015 году. Ура. Сначала планировалось концертное исполнение "Бориса" в середине мая, но тут приключился скандал с "Тангейзером", заменой руководства и досрочным закрытием сезона. Потом пообещали постановку на открытие сезона в сентябре,.. потом в октябре,.. начале ноября... Как известно, все-таки в середине ноября сезон все-таки открылся, и спектакль с большим трудом оказался на сцене. Чтобы пробыть там лишь четыре вечера.

Про режиссера.
Сначала нам обещали Андрея Кончаловского и его уже готовую постановку. Мы настроились на работу с маститым режиссером, кое-кто (не я) подготовился основательно и посмотрел запись из Турина. Бац! - режиссера поменяли. Нового кандидата, Дмитрия Белова, мы не знали, но надеялись на лучшее. По крайней мере, ему нужно было очень постараться, чтобы быть хуже Селина с его неизменной кожаной курточкой. Белов стараться не стал, за что ему спасибо.
На первой репетиции он сказал, что его можно звать Дмитрием, на ты или на Вы, как нам удобно, и что он постарается всех нас тоже запомнить. Ха-ха, опрометчивое заявление. Но начало было вполне дружелюбным.
В целом репетиции проходили стандартно. Дмитрий злился, что мы не вкладываем душу в наших персонажей, а просто повторяем движения, слишком быстро или слишком медленно. Нас же раздражало, когда приходилось по нескольку раз повторять сцену, где мы за полчаса лишь один раз кланяемся, а все остальное время стоим столбами. Он ругался, когда на сцене или за кулисами начинался балаган, и пару раз повторил фразу, которая стала его визитной карточкой: "Это кто там чирикает?!" Его, как он сам выразился, "котелок" варил непрерывно, и, пока информация с репетиции укладывалась у нас в головах, Дмитрий уже все придумывал заново, и в следующий свой приезд отменял старые движения и вводил новые. Из-за этого получалась путаница, так что мы до самой последней репетиции точно не были уверены, где вставать, где садиться, а где руки поднимать. И, по-моему, не всегда перемены были к лучшему; до сих пор считаю, что первый вариант передвижений Митюхи, бабы и табуретки в прологе был лучше, чем окончательный.
И еще один момент. Обычно в оперном после масштабных новых постановок устраивался банкет. В этот раз о нем не было ни слуху ни духу, видимо, весь бюджет кончился. Но во второй премьерный день в середине спектакля к гримерным принесли коробки. Оказалось, режиссер Дмитрий Белов сам на свои деньги купил мандарины и шампанское всей труппе (а детскому хору - конфеты), в знак благодарности за работу. Вот честно, приятно было. Респект ему.

Про костюмы.
Опять же первоначальные обещания разошлись с реальностью. Планировалось не шить ничего нового, а взять что-нибудь из запасников. Говорят, хору принесли стопки пыльных грязно-серых костюмов от разных спектаклей двадцатилетней давности. Примерять их никто не захотел. Хорошо, что все-таки решили сшить новые костюмы. Плохо, что ТАКИЕ.
Я считаю, Анастасия Шенталинская может олицетворять фразу "я художник, я так вижу". В нехорошем смысле. Я уже не говорю о том, что эти костюмы людей уродуют. Мы вроде как народ, серая масса; хотя у Мусоргского народ - один из самых ярких персонажей. Но весь процесс сотворения...

KByk0apacAs.jpg

Я пришла на примерку. Меня нарядили в "платье" до пола с такими же длинными рукавами и в "ватник", моментально превращающий хрупкую девушку в мощную горообразную бабищу. Потом пришла Анастасия. Посмотрела на меня, потом на эскизы. И спрашивает: "А это какой?" Костюмеры показывают на листочках эскиз номер четыре. Анастасия смотрит и говорит: "Вот первый, второй, третий и... пятый. А на этом четвертом цифры нет, значит его решили не шить. Четвертый должен быть какой-то другой". Костюмеры очень обреченно (они месяц работали без выходных с утра до ночи) спрашивают: "Нам перешивать?" Но Анастасия - добрая, ей в общем-то все равно, какой эскиз. Она даже сделала ватник покороче, а вырез на нем поглубже. Моей подруге Маше не так повезло - у нее в ватнике плечи будто прямо от ушей растут, в обход шеи. Шею, видимо, отдали девочке Наташе, которая заявила, что у нее-то шеи как раз никогда особо не было, а в этом костюме вдруг появилась. Магия!
Весело было, когда вместо репетиции устроили большой показ костюмов на сцене. Определяли, что и как надевать на каждую сцену. Когда дошло до сцены под Кромами, стало ясно, что фантазия у Анастасии огого! Она предложила вывернуть и завязать ватники как можно более замысловато, чтобы был "бардак", а потом заявила, что это выглядит прекрасно, будто на нас меховые горжетки. Нафотографировала на планшет: спереди и сзади, в шапках, в капюшонах и с распущенными волосами, в ватниках и без. Видно было, что очень собой довольна. Чем бы художник не тешился...
Кстати, о шапках. Сшили их довольно рано, но долгое время они были без подклада. Мы их распределяли, пару раз успели остаться без шапок (хоть и подписанных!), потом выбрали новые. Надеваем мы их, кстати только в сцене коронации Бориса. В день спектакля мне рассказывают прекрасную историю, что шапки-то успели уже на самолете слетать в Москву и вернуться обратно. Круто же! В цехах оперного не успевали дошить им подклад, поэтому их отправили в столицу. Жаль, конечно, что Новосибирск такой глухой провинциальный городок, что в нем даже ателье нет. Впрочем, одно ателье есть, в нем заказали партию костюмов, поэтому у некоторых артистов платья из другой ткани и нет ватников.

Забавные моменты.
В гримерках оперного есть внутреннее радио, по которому транслируется ход спектакля и объявляют, когда пора идти на сцену. Перед третьим спектаклем женский голос говорит: "Уважаемые артисты! Занавес открыт, поэтому не выходите на сцену,.. вы можете с нее упасть". Неожиданно. Я-то думала нельзя ходить потому, что зрители увидят, а оно вон как.

Это был первый прогон с экранами, нужно было понять, как запускать текст, чтобы зрителям было удобно и читать, и смотреть на сцену. На заставке - первые кадры с информацией об опере. Мы стоим, готовимся к прологу за кулисами, и тут моя подруга Маша говорит: "Смотри, а Мусоргского, оказывается, как Пушкина звали, Александром Сергеевичем! И годы жизни совпадают!" У Маши из музыкального образования только школа, так что ей простительно. Я меееедленно поворачиваюсь, смотрю на правый экран. "Мусоргский Александр Сергеевич". Думаю, никогда он Александром не был, вроде бы всю жизнь прожил Модестом Петровичем. Видимо, торопились, скопипастили (на левом экране как раз информация про Пушкина), а изменить забыли. На премьере, конечно были ошибки в тексте, но эту все-таки исправили.

Мужчины из основного хора люди творческие и культурные. Их это, видимо, тяготит, поэтому часто вместо оригинальных слов либретто они поют нечто совершенно другое. Например, они пародируют Бориса, и вместо "Скорбит душа" поют "Свербит в заду". Уж не знаю почему. Или вот, под Кромами они прямо на сцене поют вместо "А, кровососы!"... ну, в общем понятно, ЧТО именно они поют, не буду тут нецензурное повторять.

В первый день спектакля, когда мы ждем финальную сцену и не знаем уже, чем заняться (уже поели, попили, нафотографировались, спели хором Мурку), к нам прибегает художник по костюмам Анастасия. Говорит, делайте прически, у вас сильно приличный вид. Прически заключаются в том, что надо как можно сильнее начесать волосы, чтобы они дыбом стояли. Кому не жалко, тот волосы даже лаком сбрызгивает, не знаю, как они потом их расчесывают. И теперь это самый веселый момент в достаточно нудном процессе ожидания выхода на сцену. Все стараются сделать прическу, чтобы торчало поэффектней. И я считаю, что эти наши образы были бы идеальны для фаустовских ведьм, а не те полуголые стриптизерши в противогазах.

p0VwzckGDrQ.jpg


В общем, кто не был - 30 января у вас есть шанс послушать прекрасную музыку Мусоргского и увидеть новую постановку замечательной оперы "Борис Годунов" на самой большой сцене России!)
Основной

Города: Белово

Мы с мамой решили продолжить знакомство с городами Кемеровской области. Несколько лет назад мы посетили Прокопьевск, а в этот раз остановили свой выбор на Белово. Уже которое лето подряд мы хотим доехать до Беловского моря, и все никак не получается. Вот и решили провести ознакомительный выезд в город.

Collapse )
Основной

Клубничка

Самая ужасная ягода - это клубника. Не та крупная садовая виктория, которую все почему-то называют клубникой, хотя она на самом деле крупноплодная земляника) А та небольшая ягодка, которая на полях растет. Мы тут с мамой совершили традиционный ежегодный поход на гору Соколуху за натуральными витаминами. И теперь я с уверенностью могу заявить: самая ужасная ягода - это клубника.
Клубника - гуру маскировки. Мало того, что она по размеру маленькая, растет в самой гуще травы, она еще и гениально прячется под своими листиками. Смотришь сверху - одна скучная зелень. Ляжешь на землю и снизу подглядишь - там красно-красно, вся поляна в ягоде. Можно, конечно, не ложиться, а просто руками траву разгребать - так тоже всех агентов под прикрытием рассекретишь. Главное в этом деле быть осторожным. А то разведешь траву руками, а она вдруг шевелиться начнет. И понимаешь, что это не трава, а ОГРОМНЫЙ кузнечик!
У клубники по части секретности профессионализма не отнимешь. Я нашла ягоду, захотела ее сфотографировать, а фотоаппарат наотрез отказался на ней фокусироваться. Не иначе, клубника новомодные отвлекающие приспособления использует. Я, наверное, минут пять промучилась, и на макро, и на авто и с подвыподвертом - никак! Пока не пригрозила выкинуть фотоаппарат. Он сразу же испугался, собрал волю в кулак и выделил красную малявку зеленой рамочкой. Я уже решила, что я крута до невозможности и смогу всех секретных ягодных агентов забрать к себе домой для допроса с пристрастием - в молоке, с мороженым и даже в кипятке с сахаром. Ан нет! Откуда ни возьмись налетела со всей поляны мошкара. Злобная, кусачая армия. Самых мелких послали маячить, закрывая обзор. Тех, что покрупнее (они все матерые камикадзе), засылали в глаза, рот и нос. Те, что противнее всех жужжат, выбрали целью наши уши, залетали туда и делали там "бжжжж-бжжжж". Было такое ощущение, что вся эта мошкара потом и кровью растила клубничку, лично ее сажала, поливала и удобряла. А тут мы, наглые людишки, пришли и давай все срывать, да еще иногда и на вкус пробовать! Ужас!

DSCN1033.JPG

В общем, мы позорно сбежали, прихватив с поля боя ведерко клубники, десяток укусов и сотню вражеских трупов. Собираемся вернуться, вооружившись репеллентами, маской-накомарником и базукой.
Основной

Новый год и волшебство

Ирочке было целых три годика. И она, как и многие дети, любила праздники. Особенно Новый год. Потому что в этот день есть елка с игрушками, много конфеток и веселые гости. И подааарки! Не только от мамы, папы и других родственников. Самое главное, что в Новый год можно было получить подарок от Дедушки Мороза. Только, конечно, если быть весь год хорошей девочкой. Ирочка была очень хорошей девочкой, верила в Деда Мороза, поэтому он всегда приносил ей подарок. Вот и в этот Новый год под елочкой Ирочку ждал сюрприз — холодильник! Совсем как настоящий, только маленький, как раз для двухлетней девочки. Весь в голубых и синих снежинках, с гордой надписью «Снежок». Ирочка открыла подарок, а тааам... гора конфет! Вот радости-то было! Ирочка вывалила из холодильника все конфеты, посмотрела, какой он красивый изнутри (с морозильной камерой, лампочкой и полочками), и стала закрывать дверцу. А она не закрывается! Вот застопорилась и не хочет щелкать, как будто что-то мешает. Ирочка успела на мгновение расстроиться, вдруг подарок уже сломался? Но по совету мамы решила открыть и проверить, может быть и вправду что-то мешает. Открыла, а там... опять гора конфет! Новых! Как будто по волшебству из ниоткуда появились, пока Ирочка дверцу холодильника пыталась закрыть! Точно Дед Мороз постарался! К сожалению, конфеты больше не появлялись, сколько Ирочка дверцу ни закрывала, но девочка была счастлива — ведь к ней на самом деле явился Дед Мороз, только невидимый, и с помощью волшебства подарил ей конфеты — дважды!

Ирочка сейчас выросла, она уже серьезная девушка с красным дипломом и работой, где ее зовут по имени-отчеству. Правда, на Новый год она пьет «Шампусенка» вместо взрослого шампанского. А подарки каждый год ищет под елочкой, хотя знает, что Деда Мороза не существует. Ведь в тот год конфеты в холодильник подкладывала мама, пока двухлетняя Ирочка рассматривала первую партию сладостей, и была слишком увлечена, чтобы заметить хитрые манипуляции с подарком. Но все равно, Новый год-1994 остался для нее одним из самых добрых и волшебных воспоминаний раннего детства.

Желаю, чтобы у всех людей в Новом году нашлось место волшебству! И чтобы у всех детей были мамы, которые готовы сами творить волшебство ради их счастливого детства! С НОВЫМ ГОДОМ!!!
Основной

Выборы-выборы... А я наблюдатель

Вчера на выборах мэра Новосибирска внезапно оказалась наблюдателем. Участок у нас был тихий, спокойный и немноголюдный - в Железнодорожном районе за вокзалом. В политике я не разбираюсь вообще ни на йоту, ни с какой партией не связана. Просто интересно было, как вообще проходят эти выборы, так сказать, изнутри.

IMG_20140406_160058

Collapse )
Основной

Музыкальный анекдот. Из жизни


Одна девушка из хора НГАТОиБ (она-то эту историю и рассказала) в юности своей пела в "Журавушке". Если кто не знает - это довольно популярный в Новосибирске детский хоровой коллектив. Известный, конкурсный и, естественно, активно концертирующий. Так вот, однажды после очередного концерта, на котором они исполняли произведения Рахманинова, дети, как обычно, не уставшие и полные сил, носились в фойе неподалеку от гардероба. И тут гардеробщица неожиданно подзывает их к себе. Дети, думая, что их ждет нагоняй за некультурное поведение в культурном месте, робко приблизились к женщине, виновато втянув головы в плечи.
А она им протягивает ноты и Collapse )
Основной

Если бы...

Если бы Пузя был мужчиной, я бы вышла за него замуж. Нет, не так. Если бы можно было выходить замуж за кота, я бы вышла за Пузьку. Он самый идеальный в мире мужчина. Возможно, в жизни все, как в сказке, и если его хорошенечко поцеловать, он из лягушки, точнее милого пушистого котика, превратится в не менее милого, но не очень пушистого мужчину. Наверняка брюнета, с карими глазами и белым галстуком. Вот только, почему-то, сколько я его ни целую, толку - ноль. Если не считать чуть вспухших губ (моих) и возмущенно-испуганных вытаращенных глаз (его).

DSC_8594

Сейчас Пузьку совращает Кирилл. Он явно к нему подмазывается, не иначе тоже хочет создать с ним счастливый семейный уют. Говорю же, Пузя идеален для этого. Так вот, пока я плюхаюсь в волнах Эгейского моря, прыгаю со скал в Средиземное, отбиваюсь от докучливых греков и гуляю по античным развалинам, Пузю откармливают как на убой - Кирилл в этом мастер, я на своем опыте убедилась. Тут тебе и курочка-гриль, и колбаса, и свежеприготовленный фарш с помидорами и перчиками, и даже молочно-банановый коктейль. И это, заметьте, не праздничный стол на какую-нибудь юбилейную дату наших непростых отношений. А то, чем этот сумасшедший человек потчует моего кота!  Скоро Пузя станет шарик, я уверена. Думаю, Кирилл надеется, если откормит кота, тот не будет приставать к нему с целью поиграться в три часа ночи, или почесать пузико в шесть часов утра. Это он напрасно, ничего не выйдет. Он скорее добьется, что по утрам на него будет прыгать не стройное подтянутое кошачье тело, а десятикилограммовый когтистый колобок. Пузька от него уже сейчас ни на шаг, бегает по пятам, мурмяучит как заведенный. Кирилл страшно не высыпается, зевает каждые пять минут. Говорит, работать сложно стало, но кому и когда легко было одной рукой игрушкой подергивать, другой животик чесать, а третьей на клавиатуре печатать? А вот нечего было моего кота переманивать на свою сторону зла и печеньками соблазнять!
Я, кстати, тут питаюсь куда скромнее. Нарезочки сырно-колбасные, помидорки-капусточки, лукумы-бахлабас и прочие традиционные греческие вкусняшки вроде тзатзики или гироса. Холодильник пока что стоически держится под тяжестью наших гастрономических предпочтений, мне его жалко. Плиту и сковородки тоже жалко, но меньше. Больше всего мне жалко себя, потому что все работники прогноза погоды - подлые и злобные врунишки, они мне просто завидуют и каждый день бессовестно обещают на Родосе температуру +33. Днем. А на самом деле тут никак не меньше +50, я точно знаю, прям попой чувствую, равно как и другими частями своего несчастного обгорелого тела. Дайте мне увидеть хоть одно облачко и почувствовать хоть капельку дождя! Это такое замаскированное издевательство над сибиряками, у них там дожди сутками льют, мы всю хорошую погоду с собой в Грецию увезли. Знали бы, что будет так жарко, ни градусика тогда б не прихватили.


1374485892834

В общем, мне еще неделю отдыхать, а я уже устала, хочу к Пузьке, к психически уравновешенной погоде и к равнодушным русским мужчинам. Только море с собой бы захватила, и тзатзики.
Основной

18 котиков и праздник в Новосибирске

Последнее воскресенье июня Новосибирск встретил ясной погодой, разноцветными шариками и яркими плакатами. Весело наряженные люди раздавали флажки, флайера и сувениры. Музыка была везде, фонограммы и динамики сражались с оркестрами и акустическими исполнителями за внимание горожан. И знаете по какому поводу была вся эта феерия звуков и красок? В этот день я сдала последний экзамен, закрыв таким образом восьмую сессию в консерватории на отлично. Вот! А вы-то, небось, подумали, что это так Новосибирск праздновал свои юбилейные сто двадцать лет? Ну да, ну да)

Лично я так морально вымоталась после специальности, что долго праздновать не смогла. Из культурной программы выдержала самый минимум. Для начала, чтобы не ждать оценку, панически стуча зубами в фойе консерватории, было решено развеяться в ЦПКиО. О да, "развеяться" - в прямом смысле этого слова. "Фараон" мы запланировали задолго до, так что отправились прямиком к нему. Обратно шли полупьяненькой походкой, ветер выдул абсолютно все тревожные мысли, и было так легко и свободнооо...
После того, как я получила на руки зачетку с долгожданными пятерочками, ритуально попрыгала и счастливо повизжала на пороге консерватории, мы пошли отмечать начало каникул в Шашлык'оff. Основной целью нашей прогулки должна была стать выставка кошек в Глобусе, но неожиданное зрелище заставило нас ненадолго отложить посещение милых зверюшек. Во-первых, перед Глобусом со всех сторон происходили различные баттлы. Там были и рэперы, и брейкдансеры, и скейтеры, но больше всего порадовали роллеры - эффектно, местами показушно - что и привлекает несведущих зрителей - и ух, как опасно! А во-вторых, там раздавали халявный сок. Не буду признаваться, сколько мы набрали бутылок, а то мне станет стыдно)

Несмотря на все преграды, в том числе километровую очередь в кассу, мы все-таки добрались до места назначения. Я в выставках ничего не понимаю, хожу только полюбоваться, пофотографировать и почесать носик какой-нибудь дружелюбной кошечке, при условии, что у нее такой же дружелюбный владелец. Единственное, что я заметила по сравнению с предыдущим годом, так это то, что стали выставлять намного больше шотландских вислоухих, и намного меньше - сфинксов и прочих лысиков. И да, меня страшно огорчают сетки и отсвечивающие пленки, они все фотографии портят(

Collapse )